Если зайти в поисковик и набрать «что такое стартап», то мы получим внушительный список определений. Давайте возьмём этот список и порассуждаем.

Что такое стартап

Стартап — это компания с короткой историей операционной деятельности.

Википедия

Получается, что любая недавно созданная компания стартап? Не ясно в чем отличие. Смотрим дальше.

Стартап — это временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели.

Стив Бланк

Первый магазин, второй, третий, сеть магазинов — бизнес-модель масштабируется. Тогда в чём отличие сети от стартапа?

Стартап — организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости.

Эрик Рис

Бизнес вообще рискованное дело. Никаких гарантий, одни неопределённости. И создание нового продукта, не означает создание востребованного продукта.

Стартап — это компания, созданная для быстрого роста.

Пол Грэм

Любой основатель надеется, что его компания будет расти. Вот только насколько быстро? И до каких пределов? Может в этом отличие?

От чего зависит рост

Продолжим исследовать. Что обеспечивает компании быстрый рост? Сочетание двух условий:

  1. Продукт, который нужен большому количеству людей.
  2. Возможность найти и обслужить большое количество людей.

С первым условием большинство компаний может справиться.

Еда нужна большому количеству людей. Одежда нужна большому количеству людей. Образование, медицина, транспорт, путешествия, развлечения — вариантов много.

А со вторым условием возникают трудности. Возможность обслужить большое число людей ограничивает вместительность помещения, ёмкость производства, удаленность расположения и т.д.

Например, количество клиентов фитнес-клуба зависит от площади помещения и его месторасположения.

Обычная компания

При большом спросе на продукт, компания быстро достигнет своего максимума.

Ни реклама, ни замена оборудования, ни новая ценовая политика не дадут существенного роста. Единственный способ продолжать расти — открыть еще один филиал. Потом третий, четвертый и т.д.

Чем быстрее компания может открывать новые филиалы, тем быстрее она растет. Но каждый филиал увеличивает не только доходы, но и расходы. Причем, пропорционально.

А что если замедлить расходы? Тогда прибыль будет расти еще быстрее. Как это сделать?

Стартап

Представим, что вместо фитнес-клуба вы запустили платформу для онлайн-тренировок. Какие условия нужны для быстрого роста? Быть нужным большому количеству людей и суметь их обслужить. Допустим, платформа очень востребована.

Приложение скачивают в России, Канаде и Австралии. В первую неделю подписку купили 500 человек, во вторую — 1000, в третью — уже 5000.

А что с расходами?

Открывать филиалы и нанимать персонал не нужно. Увеличатся затраты на вычислительные мощности, но их размер ни сравнить с открытием фитнес-клуба.

В результате, доходы растут быстро, расходы медленно. И чем больше растет компания, тем больше эта разница.

Такой стремительный рост называют экспоненциальным. А компанию с экспоненциальным ростом — стартапом.

Пол Грэм, основатель венчурного фонда и акселератора «Y Combinator», дал такое определение:

«Стартап — это компания, созданная для быстрого роста. Молодой возраст, высокие технологии, венчурные инвестиции, возможность экзита не делают её стартапом. Единственно существенная вещь — это рост. Всё остальное, что мы ассоциируем со стартапом, проистекает из роста».

Экспоненциальный рост

Экспоненциальный рост не случается неожиданно, его надо планировать с самого начала. Когда основатели ищут идею для стартапа, они учитывают ряд условий.

  1. Большой рынок и большой спрос. В идеале — мировой. Иначе потенциальные клиенты закончатся быстрее, чем стартап успеет вырасти.
  2. На большом рынке всегда есть конкуренты, и они уже продают свой продукт.
  3. Цель стартапа — рост. А для этого нужно, чтобы большое количество людей перестали пользоваться продуктом конкурентов и начали пользоваться продуктом стартапа. Стратегия «сделать чуть лучше» или «сделать чуть дешевле» не вариант. Нужен принципиально другой продукт.
  4. Инновации, технологии, новые бизнес-модели — не самоцель, а инструменты, которые позволяют создать «другой» востребованный продукт.
  5. Для роста стартапу нужны инвестиции. Инвесторам нужна компания, которая сможет преумножит их капитал. Чтобы получить инвестиции, стартап должен доказать, что сможет быстро расти с помощью этих инвестиций.

Что изучить, чтобы разобраться глубже

Видеокурс «Как начать стартап», где спикеры из Y Combinator, Facebook, Airbnb, Paypal, LinkedIn, Pinterest делятся своим опытом. Курс изначально был подготовлен для Стэнфордского университета, поэтому на английском. Но доступ бесплатный.

А вот здесь некоторые лекции Y Combinator с русскими субтитрами. Спасибо волонтерам!

Что вспомнить, когда всё забудете